Капцова, Нина Александровна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нина Капцова
Нина Капцова и Артем Овчаренко. «Ромео и Джульетта», Большой театр.
Нина Капцова и Артем Овчаренко. «Ромео и Джульетта», Большой театр.
Имя при рождении Капцова Нина Александровна
Дата рождения 16 октября 1978(1978-10-16) (45 лет)
Место рождения
Гражданство
Профессия артистка балета
Театр Большой театр
Награды
Заслуженный артист Российской Федерации — 2010
IMDb ID 4302864
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Ни́на Алекса́ндровна Капцо́ва (16 октября 1978, Ростов-на-Дону, СССР) — российская артистка балета, прима-балерина Большого театра России. Заслуженная артистка России (2010).

Мировую славу Капцовой принесли лирико-драматические партии в балетах «Жизель», «Спартак», «Сильфида», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта»[1].

Биография[править | править код]

С 5 лет мечтала станцевать Чёрного лебедя в «Лебедином озере»[1]. Занималась балетом сначала в кружке, а затем с 1988 года в Московской государственной академии хореографии. Первым её педагогом стала Людмила Алексеевна Коленченко, затем Лариса Валентиновна Доброжан, а на последних двух курсах Софья Николаевна Головкина, народная артистка СССР, профессор, ректор академии. В 1991—1992 годах стала самым молодым стипендиатом международной благотворительной программы «Новые имена», получив её вместе с Николаем Цискаридзе и Дмитрием Белоголовцевым. В 1994—1995 годах — стала самым молодым лауреатом этой программы. В 1996 году являлась стипендиатом Олимпийского комитета России. На 1-м курсе танцевала па-де-де из балета «Тщетная предосторожность» А. Горского с выпускником Денисом Медведевым, на 2-м курсе — па-де-де из балета «Щелкунчик» В. Вайнонена с выпускником Сергеем Васюченко и на 3-м, выпускном курсе, — па-де-де из балета «Коппелия» А. Горского вместе с однокурсником Андреем Болотиным.

После окончания академии с красным дипломом в 1996 году была принята в труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала профессор, народная артистка СССР Марина Кондратьева. В ноябре 1997 года впервые станцевала вариацию в гран па в балете «Раймонда»[2]. В 1999 году впервые станцевала Машу в балете «Щелкунчик», посвящённом 90-летию Симона Вирсаладзе. За эту роль Капцова выдвигалась на соискание приза «Benois de la dance». В том же году балерина дебютировала в главной партии в балете «Анюта». С сезона 2009—2010 года её педагогом-репетитором является профессор, народная артистка России Нина Семизорова.

В 2000 году стала дипломантом приза «Benois de la dance» за роль Мари в балете Ю. Н. Григоровича «Щелкунчик». В 2001 году награждена знаком отличия Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». В 2010 году присвоено звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».[3]

28 октября 2011 года выступала на торжественном концерте, посвящённом открытию после реставрации исторической сцены Большого театра («Танго» из «Золотого Века»). С 19 ноября 2011 года — прима-балерина Большого театра[4].

Во время гастролей Большого театра в США в мае 2012 года Сванильда в исполнении Капцовой («Коппелия») вызвала единодушный восторг в среде американских балетных критиков[5][6][7].

В 2017 году стала дипломантом приза «Benois de la dance" за партию в балете «Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (хореография П. Лайтфута и С. Леон)

Балерина предпочитает яркие, демонические роли, интереснейшей актёрской задачей считает воплощение на сцене отрицательных образов, персонажей, органика которых построена на сопротивлении её нежной, лиричной и романтической натуре[1].

Семья[править | править код]

Нина Капцова замужем за пианистом Алексеем Мелентьевым, концертмейстером Большого театра[1]. В феврале 2014 года она родила дочь Елизавету.

Творчество[править | править код]

Репертуар[править | править код]

Главные партии в многоактных балетах
  • Мари в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Н. Григоровича (1999)
  • Анюта в балете «Анюта» В. Гаврилина, хореография В. В. Васильева (1999)
  • Принцесса Аврора в балете «Спящая красавица» П. И. Чайковского, редакция Ю. Н. Григоровича (2000)
  • Лиза в балете «Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона (2002). Первая исполнительница в Большом театре три премьеры подряд.
  • Сильфида в балете «Сильфида» Х. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля (2002) и новая хореография Й. Кобборга (2008)
  • Зина в балете «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского (2004)
  • Фригия в балете «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Н. Григоровича (2004)
  • Елена в балете «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети, хореография Дж. Ноймайера (2004). Первая исполнительница в Большом театре
  • Рита в балете «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Н. Григоровича (2006)
  • Жизель в балете «Жизель» А. Адана, редакция Ю. Н. Григоровича (2006)
  • Ширин в балете «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Н. Григоровича (2006)
  • Эсмеральда в одноименном балете Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки и В. Медведева (2009)
  • Джульетта в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Н. Григоровича (2010)
  • Сванильда в балете «Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева (2011)
  • Корали в балете «Утраченные иллюзии» П. Десятникова в постановке А. Ратманского (2011)
  • Принцесса Флорина в балете «Спящая красавица» в новой хореографической редакции Юрия Григоровича — первая исполнительница (2011)
  • Принцесса Аврора в балете «Спящая красавица» в новой хореографической редакции Юрия Григоровича (2011)
  • Китри в балете "Дон Кихот" Л.Минкуса в редакции А.Фадеечева (2012). Дебют состоялся во время гастролей Большого театра в Оттаве(Канада)
  • Анастасия («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
  • Чистюля («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова) — первая исполнительница
  • Татьяна («Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко)
  • Маргарита Готье («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера
  • Бьянка ("Укрощение строптивой" на музыку Дмитрия Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо)
  • Мери («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Княжна Мери», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников) 
Главные партии в одноактных балетах
  • Муза в балете на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского (1998)
  • Дама сердца в балете «Фантазия на тему Казановы» В. А. Моцарта, хореография Л. Лавровского (1999)
  • Солистка в балете «Моцартиана» на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Баланчина (2000)
  • Солистка в балете «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, хореография Дж. Роббинса (2001)
  • «Тарантелла». Балет Дж. Баланчина на музыку Л. М. Готшалька (2004)
  • «Па де де Чайковского». Балет Дж. Баланчина на музыку П. И. Чайковского (2004)
  • Легкомыслие в балете «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии П. И. Чайковского, хореография Л. Ф. Мясина (2005)
  • Солистка в балете «Игра в карты» на музыку И. Стравинского, хореография А. Ратманского (2006)
  • Ученица в балете Ж. Делерю «Урок», хореография Ф. Флиндта (2007)
  • Страсть в балете «Предзнаменования» П. И. Чайковского, хореография Л. Ф. Мясина (2009)
  • Лиза в балете «Пиковая дама» П. И. Чайковского, хореография Р. Пети (2009)
  • Балерина в балете «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, новая хореографическая редакция С. Вихарева (2010)
  • ведущая партия в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина)
    ведущая партия в «Изумрудах» 
    (I части балета «Драгоценности») на музыку Г. Форе (хореография Дж. Баланчина)
  • ведущая партия в «Бриллиантах» на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина) —дебютировала на гастролях Большого театра в Гонконге
Другие значительные партии
  • Амур в балете «Дон Кихот»
  • Первое па де труа. Балет Дж. Баланчина «Агон». Первая исполнительница
  • Второе па де труа. Балет Дж. Баланчина «Агон»
  • Джампе в балете «Баядерка»
  • Принцесса Флорина в балете «Спящая красавица»
  • Па де скляв (участница премьеры) и Гюльнара в балете «Корсар»
  • Аделина и Мирей де Пуатье в балете «Пламя Парижа»
  • Неаполитанская невеста и сверстницы принца в балете «Лебединое озеро»
Другие значительные партии вне Большого театра
Главные роли в других театрах

Татарский государственный академический театр оперы и балета имени М.Джалиля. (Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева, г. Казань)

  • Анюта (2002)
  • Принцесса Аврора (2008)
  • Коппелия (2011)

Краснодарский музыкальный театр

  • Жизель (2008)
  • Принцесса Аврора — 2008 (премьера)

ГАТОБ имени Абая (Международный фестиваль оперного и балетного искусства, Алма-Ата)

  • Джульетта (2011)

Московский областной государственный театр «Русский балет»

  • Принцесса Аврора (2006)

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

  • Жизель (2010)

Гастроли[править | править код]

2000

  • Гала-концерт артистов балета в Греции — с Андреем Евдокимовым исполнила па де де из балета «Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа).

2003

  • Фестиваль артистов Большого театра, Датского королевского балета и Американского Балетного театра, прошедшем на сцене Кеннеди-центра в Вашингтоне. Танцевала «Видение розы» на музыку К. м. фон Вебера (хореография М. Фокина, партнер Геннадий Янин).
  • Гала-концерт в рамках проекта «Звезды XXI века» в Торонто (партнер Дмитрий Гуданов)
  • Заглавная партия в балете Анатолия Емельянова «Ромео и Джульетта» на музыку П. Чайковского (партнер Александр Волчков) в рамках гастролей театра «Корона русского балета» в Мексике.

2004

  • «Тарантелла» (хореография Дж. Баланчина) на Международном фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге.
  • Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина) в акции «Ночь открытых музеев» в Берлине в посольстве РФ в Германии .

2005

  • Партия Принцессы Авроры в балете «Спящая красавица» в составе труппы театра «Русский балет» (гастроли в Мексике) .

2006

  • Гала-концерт Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева в Казани (па де де из балета «Сильфида», монолог Фригии и адажио со Спартаком из балета «Спартак», Танго Марго и Месье Жака из балета «Золотой век»), а также исполнила партию Принцессы Флорины в балете «Спящая красавица» с балетной труппой театра им. Джалиля.

2011

  • Одетта-Одиллия и Жизель во время гастролей «Русского балета» в г. Дублине (Ирландия).
  • партия Мирей де Пуатье («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена) во время гастролей труппы Большого театра в Париже (Антуан Мистраль — Артем Овчаренко)[9].
  • Партия Сванильды в балете «Коппелия» Казанский фестиваль им. Нуреева.

Видеография[править | править код]

  • 1997 — «Жизель» А. Адана (Па д’аксьон)
  • 2000 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Амур
  • 2001 — «Баядерка» Л. Минкуса — Джампе
  • 2008 — «Ульяна Лопаткина и звезды русского балета» (телеверсия концерта, канал «Культура»); «Спартак» (Фригия, Спартак — Карлос Акоста)
  • 2010 — «Пламя Парижа» (Аделина); «Большой балет: Щелкунчик» (Маша)
  • 2011 — «Спящая красавица» (принцесса Флорина)
  • 2012 — «Корсар» (Гюльнара); «Дочь фараона» (Рамзея)

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Прима Большого театра Нина Капцова: «Мне нравятся демонические роли» | Персона | Культура | Аргументы и Факты. Дата обращения: 19 октября 2012. Архивировано 29 мая 2013 года.
  2. Сайт «Маленькая балетная энциклопедия». Дата обращения: 14 августа 2011. Архивировано 26 декабря 2018 года.
  3. Почетное звание присвоено Указом Президента РФ от 27 декабря 2010 г. N1616
  4. Нина Капцова — прима-балерина Большого театра! Архивная копия от 22 января 2021 на Wayback Machine на сайте Большого театра
  5. http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2245/ Архивная копия от 8 сентября 2013 на Wayback Machine Лауреат Пулитцеровской премии в номинации «художественная критика» Сара Кауфман о "Коппелии" Большого театра.
  6. http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=175942#175942 Архивная копия от 22 января 2021 на Wayback Machine Рецензия Алистера Маколея в The New York Times
  7. http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=179482#179482 Архивная копия от 22 января 2021 на Wayback Machine Рецензия Оксаны Хадариной, члена Ассоциации танцевальных критиков
  8. Александр Максов. Наследники: портрет поколения в декорациях "Ромео и Джульетты"// Типография "Новости", 2010, с. 77.
  9. «Dance» № 262. Дата обращения: 13 августа 2011. Архивировано 3 августа 2016 года.

Ссылки[править | править код]